shvonder.myopenid.com (exshvonder) wrote,
shvonder.myopenid.com
exshvonder

Categories:

О подлинных ошибках марксистов

Тов. wolf_kitses пишет на "Социальном Компасе" о настоящих, а не выдуманных, ошибках марксистов.

Полгода назад я, готовясь к выступлению на нашем неформальном семинаре насчёт того, в чём развитие науки в ХХ веке подтвердило, а в чём опровергло концепции «роли труда в происхождении человека» + «происхождения семьи, частной собственности и государства», развитые Энгельсом на основе работ Моргана и независимо от него Людвигом Нуаре[2], читал всякие книги по антропологии с социальной историей. Из них понял следующее магистральную линию развития и основные этапы процесса они наметили верно (сравни 1-2), а главных инноваций две.

Как верный сын 19 века с его идеей прогресса, Энгельс с наследовавшими ему антропологами эволюционистского направления до 60-х годов полагали, что, грубо говоря «никто пути пройдённого у нас не отберёт». Если общество в развитии вышло на следующую стадию, отказ невозможен даже под действием сильно неблагоприятных факторов, скорее оно погибнет. Оказывается, нет, по траектории развития можно ходить не только вперёд, но и назад, все достижения прогресса, если не подкрепляются в практиках следующих поколений, то утрачиваются, их надо всё время подтверждать, как нам для нормальной формы надо каждодневно делать зарядку и чистить зубы. Хороший пример – этногенез черногорцев, «отступивших» от государственной стадии на родоплеменную, с сакральными военными лидерами (о нём расскажу в ближайшее время).

А вторая корректировка – принцип многообразия примитивных форм. Энгельс полагал, что разнообразие стадий, в его модели оказывающихся примитивными, не больше, чем тех, что в его модели продвинуты. Ан нет, среди «первобытных дикарей», охотников и собирателей, есть всё многообразие форм социальной организации – эгалитарные и деспотические, с подчинением женщин мужчинам и равноправием, а то и преимущественным положением женщин. Иногда разные варианты реализуются в разных общинах одного и того же этноса, как скажем у индейцев моче, живших 1200 лет назад на севере Перу: там одни общины возглавлялись сакральными лидерами-мужчинами, другие, по соседству – женщинами. И лишь потом, в ходе социальной эволюции, это разнообразие уменьшается, развитие общества выходит на некую «столбовую дорогу» и дальше идёт уже по ней.


Иными словами, социальный прогресс имеет характер закона-тенденции, а "первобытно-общинный строй" есть обобщение на основе отсутствия государства как такового. Собственно, Энгельс ошибался вместе со всей современной ему наукой — что ярко свидетельствует о научности марксизма.

Примеры же с деградацией Магриба, селькупов и в особенности черногорцев - очень поучительны для нас, переживших крушение СССР.
Tags: вопросы теории, марксизм, привет от Клио
Subscribe

  • Quasi una fantasia

    Вирусолог назвал свойство коронавируса, вызвавшее новый всплеск COVID-19 МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Вирусолог, член-корреспондент РАН, доктор…

  • Case closed

    Индийский штамм aka Delta, инкубационный период два дня, выздоровел на седьмой день с начала заболевания, повторный ПЦР-тест на десятый, результат…

  • Индийский штамм, по Гинцбургу и мне

    Гинцбург рассказал подробности об индийском штамме коронавируса ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 20 июн — РИА Новости. Индийский штамм коронавируса…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments