shvonder.myopenid.com (exshvonder) wrote,
shvonder.myopenid.com
exshvonder

Столыпин. Итоги.

Культ «великого реформатора», насаждаемый в РФ, затронул и тов. burckina_new. Однако, современниками и, более того, сторонниками, итоги деятельности Столыпина оценивались критически. Горячо рекомендую к прочтению рекомендованные в свое время тов. kommari книги А. Я. Авреха, в частности «П. А. Столыпин и судьбы реформ в России». Там много прекрасного, в частности, как консерваторы в пылу борьбы с польским национализмом в Госдуме выбросили из своего определения «русского народа» православие, а по данному конкретному вопросу приведен исчерпывающий исторический документ:

Показательно, что, в сущности, так же характеризовал Столыпина, только в более умеренных выражениях, и Изгоев. Его конечная оценка определялась тем, что он, с одной стороны, был кадетом, а с другой — соратником Струве по журналу «Русская мысль», которому последний придал откровенно веховское направление. Кадеты относились к Столыпину отрицательно, Струве же был его ярым поклонником, и эта двойственность отразилась на книге весьма наглядно. Националисты и октябристы, писал Изгоев, считают Столыпина гениальным государственным деятелем, великим человеком. Но итог его деятельности таков, что об этом «говорить не приходится». Не права и другая сторона, в частности дубровинская черносотенная газета «Русское знамя», оценивающая премьера как заурядного человека с высоким самомнением. В действительности Столыпин был, несомненно, даровитым человеком, отличным оратором, обладал незаурядным мужеством и бескорыстием. Вместе с тем он был очень честолюбив, любил власть, «цеплялся за нее». Но «не столько боролся, сколько отступал и подлаживался. Был мстителен. Слова расходились с делом. Сильный ум, но какого-то второго сорта, смешанный с мелкой хитростью и лукавством».

В характеристике много верного. Основной упрек Столыпину состоял в том, что тот, поддавшись тривиальной слабости бюрократа держаться за власть ценой отказа от собственной программы, изменил самому себе, своему «рыцарству» и на этом погубил и самого себя и свою программу «реформ». Как истый доктринер либерализма, Изгоев предъявил Столыпину иск по неоплаченным либерально-реформистским векселям. Разделив лист бумаги по вертикали, он на левой половине перечислил все пункты его программы, оглашенной с трибуны II Думы, а на правой показал, что с ними стало на деле. Этот синодик заслуживает того, чтобы привести его полностью.

Обещано в декларации
Существует в жизни

1) Предоставление крестьянам земель государственных, удельных и кабинетских.
Из более чем 9 млн дес. крестьянам до 1 января 1911 г. было продано 281 000 дес.

2) Ряд законопроектов, определяющих переход из одного вероисповедания в другое, беспрепятственное богомоление, сооружение молитвенных зданий, образование религиозных общин, отмена связанных исключительно с исповеданием ограничении и т. п.
Ничего не осуществлено. Большинство законопроектов застряли в Г. совете, где их ждет гибель. Прошедший через обе палаты законопроект об отмене ограничений для православных священнослужителей, лишенных сана, утверждения не получил.

3) Неприкосновенность личности, при которой «личное задержание, обыск, вскрытие корреспонденции обусловливаются постановлением соответствующей судебной инстанции, на которую возлагается и проверка в течение суток оснований законности ареста, последовавшего по распоряжению полиции».
На пространстве всей России господствует административный произвол. Попытка петербургских мировых судей проверять законность арестов встретила резкое противодействие правительства. Законопроект о неприкосновенности личности, обработанный г. Замысловским в смысле полной ее прикосновенности, к счастью, застрял в Г. думе

4) Введение лишь во время войны или народных волнений исключительного положения, которое предполагается одно вместо трех ныне существующих.
Ныне существует не три а уже четыре. Кроме военного* и положений о чрезвычайной и усиленной охранах администрации на всем протяжении империи предоставлено право издания обязательных постановлений с администрационными карами, что совершенно равносильно положению об усиленной охране. Хотя уже давно нет ни войны, ни народных волнений, но в России нет ни одной местности, которая бы управлялась только на основании общих законов.

5) Административную высылку в определенные места предположено совершенно упразднить.
Процветает по-прежнему.

6) Бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы.
Таковой пока нет и, когда будет, неизвестно.

7) Образование особых земельных обществ исключительно для решения своих земельных дел без всяких административных обязанностей.
По-прежнему сельское общество представляет хаотическое смешение экономических, частнохозяйственных и административных функций.

8) Меры против чрезмерного сосредоточения надельных земель в одних руках и против чрезмерного дробления их, а равно к упрочению совершения на них актов.
Законом 14 июня 1910 г. запрещено сосредоточение в одних руках более 6 наделов и упрощено совершение актов. Мер против дробления нет.

9) Введение поселковых управлений.
Их нет.

10) Уставы общественного призрения, о гужевых земских дорогах и временный закон о передаче продовольственного дела в ведение земских учреждений.
Законами не стали. Во время голодной кампании 1911 г. земства от продовольственного дела была устранены административными комитетами.

11) Земское представительство строится на принципе налогового ценза, что расширяет круг лиц, принимающих участие в местной жизни; компетенция органов самоуправления увеличивается передачей им целого ряда новых обязанностей, а отношение к ним администрации заключается в надзоре за законностью их действий.
В жизни все по-старому, а отношение администрации даже к «правым» земцам при П. А. Столыпине было не лучше, чем при Плеве, когда земства слыли за оппозиционные учреждения.

12) Введение самоуправления на тех же общих основах с некоторыми вызванными местными особенностями изменениями в
Введены только земские учреждения в шести западных губерниях на основании ст. 87 с нарушением Основных законов.

13) Законы о губернском и уездном управлениях.
Пока все по-старому.

14) Жалобы на административных и выборных должностных лиц и учреждения будут
рассматриваться административно-судною коллегией с соблюдением форм состязательного процесса.
Пока все по-старому.

15) Земские начальники упраздняются.
Благополучно существуют.

16) Преобразование полиции в смысле объединения полиции жандармской и общей.
Пока все по-старому. Даже в проекте обе полиции, в сущности, остаются раздельными.

17) Производство политических дознаний передается власти следственной.
В области мечтаний. В жизни господствует охранка и ее герои.

18) Новый полицейский устав.
Действует устарелый устав «О предупреждении и пресечении преступлений», и даже не он, а положения об усиленной охране и обязательные постановления.

19) Отмена волостных судов.
От этой мысли отказались в Г. совете и министерство П. А. Столыпина

20) Местный суд мировых выборных судей.
Проект прошел через Гос. думу и застрял, кажется безнадежно, в Г. совете

21) Проект о гражданской и уголовной ответственности служащих, действительно обеспечивающий начала уголовной и имущественной ответственности служащих.
Только проект… Обсуждение его в Гос. думе состоялось только после смерти П. А. Столыпина.

22) Проект об увеличении содержания должностным лицам судебного ведомства.
Осуществлен.

23) Допущение защиты на предварительное следствие.
Проведение законопроекта разбилось о Г. совет при бездействии правительства.

24) Установление института условного осуждения.
То же самое.

25) Установление условного досрочного освобождения.
Законопроект прошел все стадии. В 1910 г. был применен к 12 353 осужденным.

26) Введение в полном объеме нового уголовного уложения по согласовании его с новыми
законоположениями.
Пока все по-старому.

27) Проекты охранительного судопроизводства, вотчинного устава с ипотечной системой.
Пока все по-старому.

28) Широкое развитие и организация кредита земельного, мелиоративного и переселенческого.
Кое-что в этой области делали, но о «широком развитии» говорить смешно.

29) Положение о землеустройстве.
Сделалось законом.

30) Реорганизация землеустроительных комиссий.
Произведена.

31) Ограничение административного вмешательства в отношения промышленников и
рабочих при предоставлении как тем, так и другим необходимой свободы действий через посредство профессиональных организаций и путем ненаказуемости экономических стачек.
Организации промышленников, действительно, не стесняются. Организации рабочих систематически разрушаются. Ненаказуемость экономических стачек администрацией толкуется в том смысле, что рабочие не предаются суду, а высылаются в административном порядке.

32) Страхование рабочих в случаях болезни, увечий, инвалидности и старости и организация врачебной помощи.
Реального при П. А. Столыпине не сделано было ничего.

33) Ограничение рабочего времени малолетних и подростков и запрещение им и женщинам
производства ночных и подземных работ.
Пока все по-старому.

34) Понижение продолжительности труда взрослых рабочих.
Пока все по-старому.

35) Закрытие порто-франко на Дальнем Востоке.
Эта мера осуществлена.

36) Постройка Амурской дороги.
Производится, хотя и с запозданием и с перерасходами против первоначальных планов.

37) Школьная реформа на всех ступенях образования на началах непрерывной связи низшей, средней и высшей школы, но с законченным кругом знаний на каждой из школьных ступеней.
От этого демократического плана министерство отказалось еще после замены Кауфмана Шварцем (министры народного образования).

38) Общедоступность и обязательность начального обучения для всего населения.
Оба правительственных проекта — и об ассигновании средств на всеобщее обучение и об организации начальной школы прошли через Г. думу, но погибают в Г. совете.

39) Реформа средней школы.
О ней ничего не слышно.

40) Реформа высшей школы укреплением начал указа 28 августа 1905 г.
Проект университетского устава взят из Г. думы обратно, Автономия (указ 28 августа) «разъяснена» Правительствующим сенатом и министерскими циркулярами.

41) Рассмотрение бюджета
Единственная область, в которой наладилась согласованная работа правительства и народных представителей, быть может, вследствие ограниченности прав Г. Думы.

42) Подоходный налог.
Застрял в финансовой комиссии Г. думы и едва ли оттуда выберется.

43) Передача органам самоуправления некоторой части нынешних государственных доходов.
И в этой области реального пока ничего не сделано


Здесь наглядно видно, насколько мелкой и сиюминутной была программа «великого реформатора» и с чем именно её надо сравнивать - никак не со сталинскими пятилетками и не с Декретами о земле и мире, плане ГОЭЛРО и не с ликвидацией неграмотности, а скорей, с нереализованной программой Явлинского «500 дней» и путинским обещаниями.
Tags: привет от Клио, сделаноунас, хруст французской булки, шакалы ротационных машин
Subscribe

  • От победы к победе

    В России сформировали запас вакцин от коронавируса минимум на два месяца МОСКВА, 21 окт - РИА Новости. Российские производители до конца 2021…

  • Новости российского парламентаризма

    Володин предложил ввести процедуру отзыва Нобелевской премии мира Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести процедуру отзыва Нобелевской…

  • У вас ус отклеился

    Мурашко заявил о высочайшей нагрузке на стационары из-за COVID-19 МОСКВА, 14 окт - РИА Новости. Более 1,1 миллиона пациентов сейчас лечатся от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments